ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
– основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934–1940 гг. С. Л. Рубинштейном: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство». Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. А. Н. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живут» в деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является «накопленным движением», т. e. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними». Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальностьоно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. Результатами эмпирической разработки Е. с. и д. п. доказано, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр. в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для дошкольников, дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию какого-л. материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории; включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую заметно меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. Е. с. и д. п. имеет большое значение для понимания истинных мотивов действий участников конфликта. О том, к чему стремится человек в конфликте и чего он опасается, необходимо судить не по его словам, а по его действиям. Конфликтологу важно уметь установить, какие факты сознания вызывают те или иные факты поведения и деятельности. Язык действий гораздо более информативен и достоверен по сравнению с языком слов.


* * *
сформулирован С.Л.Рубинштейном в начале тридцатых годов на основе раскрытия методологической роли в психологии философской категории деятельности. Е. с. д. п. впервые представил полученные во всей мировой психологии многочисленные данные, проблемы, направления исследований как обобщенные и внутренние взаимосвязанные. На основе этого принципа дается определение психики и сознания как единства знания и переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциально-онтологического. Однако единство сознания и деятельности не является их тождеством, их взаимосвязь реализуется на основе их качественного своеобразия; деятельность представляет собой реально-практический способ связи человека и его сознания с миром, выход в действительность, тогда как сознание – идеальный. Роль сознания проявляется в регуляции деятельности, а она представляет собой реальное онтологическое социальное качество бытия человека. Для Рубинштейна важнейшей была проблема взаимопереходов сознания и деятельности, которая существует только тогда, когда признается, что каждая составляющая имеет свою специфическую качественную определенность. Сознание обладает своей специфической активностью, проявляющейся в познании, понимании мира, самоопределении в нем личности и регуляции ее деятельности. Можно говорить, что сознание не только отражение мира, но и выражение отношения к нему субъекта. Согласно Рубинштейну, сознание репрезентирует индивиду в настоящем времени все то, что имело место в любом другом времени и пространстве. Сознание как идеальное способно строить модели, конструкты, интегрирующие специфическое субъективное смысловое время и пространство. Субъективность – вторая важнейшая характеристика сознания проявляется в его ценностном характере, в способности переживания, выражения своего отношения к миру, выборе.

Связь сознания и деятельности постулируется положением: «сознание (и личность – добавим мы сегодня) проявляется и развивается в деятельности». Эта связь носит двусторонний характер: в деятельности реализуются цели, мотивы, устремления, притязания субъекта и его способности (что Д.Н.Узнадзе обозначил термином «объективация») и одновременно происходит обратное влияние реализованных возможностей субъекта на его сознание, способности, их дальнейшее развитие.



* * *

утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологических принципов отечественной психологической науки.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП" в других словарях:

  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934 1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание не 2 в разные… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Принцип Единства Сознания И Деятельности — один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30 е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего то единого, различающиеся по средствам… …   Психологический словарь

  • принцип единства сознания и деятельности — Автор. С.Л.Рубинштейн (1930 е гг.). Категория. Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии. Специфика. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего то единого, различающиеся по… …   Большая психологическая энциклопедия

  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева — Автор. А.Н.Леонтьев. Категория. Теоретический постулат. Специфика. В соответствии с ним сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является накопленным движением , свернутыми действиями. Этот постулат …   Большая психологическая энциклопедия

  • Единство сознания и деятельности — дидактический принцип организации обучения, обозначающий неразрывную взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности. С одной стороны, принцип указует на равноценность в общем развитии человека как сознания, так и деятельности. С… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Теория деятельности — или деятельностный подход школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно историческом подходе Л. С. Выготского. История Время создания теории деятельности 1920 1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев… …   Википедия

  • теория деятельности — создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее представления о строении деятельности (см. деятельность:… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Теория деятельности — система научного описания деятельности, созданная отечественными психологами и педагогами. В основе ее лежат представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Исходными положениями и принципами отечественной… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Деятельность — динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»